Сколько стоит локализация Psychonauts 2: Чтобы она окупилась, 2 тысячам русскоязычных игроков нужно купить игру за 1048 рублей. Аналитика от "Бука"

germanik

Senjutsu
Gamertag Confirmed
28.04.2021
2 375
3 214
Ваши консоли
  1. Xbox Series X

Спустя шестнадцать лет чудной паренёк Разпутин и не менее чудной мир Психонавтов вернулись с полноценным сиквелом. Но в России выход Psychonauts 2 оказался омрачён одним неприятным обстоятельством: у игры нет русской локализации. То есть, с новыми приключениями Раза придётся знакомиться на иностранном языке.

Как и в случае с любым крупным релизом, выходящим без русской локализации, общественность возмутилась. Тем более, что издатель у Psychonauts 2 не простой, а Xbox Game Studios под крылом самой Microsoft. Казалось бы, уж эти-то должны найти деньги на перевод, дабы геймеры из СНГ могли поиграть на хорошо знакомом им языке. Некоторые даже стали делать подсчёты, сколько же стоит сделать русскую локализацию Psychonauts 2. Кто-то даже приводил цены, указанные на сайте переводческих контор.

Я подумал, что это отличный повод разобраться: а сколько же всё-таки стоит локализация Psychonauts 2.
webp


Как же решить поставленную задачу? На самом деле лучше всего - поговорить с людьми, которые действительно занимаются локализациями. Давайте попробуем написать в несколько переводческих студий. Например, в самарскую Inlingo, которая занималась локализацией Katana Zero, а также в компанию Бука, известную по локализации первой части Psychonauts. Спрашивать будем две вещи:

1. Cтоимость подобного проекта​
2. Можно ли добавить, скажем, функцию включения русского текста при наведении на плакат, если, допустим, она отсутствует. Этот вопрос не относится к теме напрямую, но очень хотелось разобраться, кто отвечает за подобное и не встает ли это в дополнительные затраты.​

Итак, вот что ответили в Inlingo.
Цена зависит от количества слов и языковой пары (с какого языка будем переводить). Функция добавления перевода плаката через наведение курсора — это задача разработчиков: у локализаторов нет чисто технически возможности добавить такую функцию.
Без вводных о количестве слов, языковых парах, сроках исполнения - невозможно говорить о цене, она всегда индивидуальна.
За "усреднённое значение" можете взять в своём ролике приблизительные цифры: 10 000 слов с английского на русский - 1000$.
Inlingo
Студия локализации

Запомним эту цифру. От компании «Бука» нам отвечал руководитель службы локализации Евгений Метляев.

Можно ли примерно оценить единицу объема обобщенно, например,1000 знаков перевода или час озвучки? Ответом будет однозначное «нет»: нельзя так оценивать локализацию. Это первое, чему я учу — никогда не оценивайте перевод как перевод. Всё строго индивидуально. Каждый конкретный проект оценивается уникально.
Евгений Метляев
Руководитель службы локализации в «Буке»

И всё же, несмотря на ответ Евгения, неплохо было бы выяснить реальные объёмы текста в игре. Для этого необходимы люди, которые препарировали Psychonauts 2 и эти самые объёмы изучали. На счастье, среди моих коллег такие люди есть.

Филипп Робозёров из студии локализации GamesVoice рассказал, что в игре 14,5 часов звука. А если точнее, 19 433 звуковых файлов для озвучки, что эквивалентно 14 часам 35 минутам и 45 секундах чистого звука. Это больше чем в Control или же в «Чёрной книге». Однако он уточнил, что продолжительность озвучки не отражает количество текста в игре, его куда больше. Филипп считает Psychonauts 2 весьма крупным проектом, который по объёму можно сравнить со средней RPG.

Разумеется, знать продолжительность звуковой дорожки — мало. Это, например, нам подтвердили в Inlingo.

Невозможно спрогнозировать. Длительность звуковой дорожки и количество слов в тексте — совершенно разные вещи.
Необходимые вводные данные мы озвучили выше.
Inlingo
Студия локализации

Ну что ж, видимо, нам просто необходимо узнать объём текста в Psychonauts 2. И с этим мне сильно помог Дмитрий, руководитель группы Mechanics VoiceOver. Он препарировал игру и прислал мне точное количество символов и слов. Итак, приготовьтесь узнать «крайне интересную и важную информацию».
Всего в Psychonauts 2:
959060 символов с пробелами,
832421 символ без пробелов и 126640 слов.
webp


И вот эта информация уже приближает нас к пониманию расходов на локализацию игры. Тем не менее, давайте для полноты картины сравним это, скажем, с играми Disco Elysium и «Ведьмак 3: Дикая охота», а также с романами «Война и Мир», «Властелин колец» и «Гарри Поттер».

В Disco Elysium примерно 1 миллион 300 тысяч слов. Так что текста во вторых Психонавтах в 10 раз меньше чем в Disco Elysium. Для сравнения в «Ведьмак 3: Дикая охота» более 800 тысяч слов.

Но не стоит думать, что текста в Psychonauts 2 мало. Вот, скажем, в «Войне и мире» насчитывается около 500 тысяч слов. А первая книга «Властелина колец» насчитывает примерно 188 тысяч слов.

Если сравнивать с какой-нибудь популярной книгой, то по объёму Psychonauts 2 можно сравнить с третьей частью Властелина колец, где насчитывается 134 тысячи слов или же с «Гарри Поттер и Узник Азкабана», где примерно 107 тысяч слов.

Каждый сам для себя решит, насколько это большой объём, но всё же это явно немало, особенно если учесть, что текст в Психонавтах наверняка непростой, с кучей шуток и различной игры слов.

webp


Итак, зная информацию о количестве слов, мы можем высчитать примерную стоимость перевода у компании Inlingo по формуле 1000 $ за 10 тысяч слов. Получается, что локализация обойдётся нам где-то в 12 тысяч долларов или же 874 189 рублей по курсу минфина на 04 сентября. Ещё раз напомним, что это усреднённая цена ТЕКСТОВОЙ локализации, без учёта сроков исполнения.

Отмечу, что непонятно, входит ли в эту сумму только перевод или же какие-либо другие аспекты локализации. "А за что вообще тут платить, кроме как за перевод текста?" — спросят некоторые. Ну как же, помимо, собственно, перевода, есть ещё редактура и корректура, есть программист. Есть ещё и тестеры или так называемый Quality Assurance, которые тестируют локализацию на наличие косяков. Всё это тоже требует денег.

Иногда перед локализаторами встречаются не только трудности перевода, но и трудности чисто технические. Как нам удалось выяснить из разговора со студией GamesVoice, в движке Psychonauts 2 не прописана кириллица. А это дополнительные сложности и дополнительные расходы.


Дмитрий из Mechanics VoiceOver также свёл меня с неким Own3df1x. Он инженер локализаций Zone of Games, который знает расценки в официальных переводческих конторах. Итак, давайте посмотрим на примерную стоимость локализации Psychonauts 2 в разных фирмах он привёл.
webp

С озвучкой локализация, разумеется, вышла бы ещё дороже. По ценам тут можно сделать лишь очень примерные выводы. С этим нам поможет Филипп Робозёров из GamesVoice.

Профессионалами на студии, без учёта цены за работы с монтажками, переводами, кастингами, 400-420 тысяч. То бишь 400 тысяч — это просто записать звук. Причём впритык, без буфера на рекасты и форс-мажоры.
С переводом, обработкой и прочими обязательными деталями полный продакшн составит 650-700 тысяч рублей.
Филипп Робозёров
Куратор проектов в GamesVoice

И это минимальные расценки, учитывая, что GamesVoice работает сильно ниже по рынку. Для официалов я бы смело умножал сумму на три, а то и на четыре.

Услышав расценки, многие наверняка подумают, сколько же копий примерно нужно продать, чтобы отбить расходы на локализацию. По моему мнению, подсчитывать такое — заниматься спекуляциями. Но в теории можно взять за ориентир цену на ПК-версию. Дело в том, что это минимальная цена, Её стоимость составляет 1086 рублей или же примерно 15 долларов США. На консолях игра стоит 60 долларов. Если допустить, что все покупают игру в Steam и необходимо отдавать с каждой приобретённой копии 30 процентов, то мы получим сумму в 760 рублей. Это примерно американских 10 долларов. Таким образом, чтобы окупить локализацию игры, Xbox Game Studios необходимо продать всего около двух тысяч копий. Так почему же локализация отсутствует? На этот вопрос нам ответил Евгений Метляев, руководитель службы локализации в «Буке».

Несомненно, для такой игры, где многое завязано на контент, требуется локализация. Она, несомненно, потеряла бы часть обаяния оригинала, но позволила бы насладиться процессом многим игрокам. Почему не была сделана локализация — непонятно. Возможно, игра изначально не готовилась под локализацию — не было готовых шрифтов, не был имплементирован инструментарий под быструю вставку локализованных ресурсов. Может быть территория не рассматривалась как целевая. Может быть не хватило времени. Вряд ли вопрос в бюджете на перевод и тестирование локализованной версии, т.к. при желании можно найти переводчика или компанию практически под любой бюджет. Было бы желание.
Евгений Метляев
Руководитель службы локализации в «Буке»

И вот после этих слов и наших подсчётов начинается самое интересное. Народное возмущение. Я хорошо его понимаю. Даже свободно говоря на английском, в подобных роликах я всегда встаю на позицию народа, позицию потребителя и отстаиваю его право играть на родном языке или хотя бы не на родном, но на хорошо знакомом в случае некоторых стран СНГ. Подобное, например, было с видео об отсутствии локализации в Final Fantasy VII Remake. Я не оставил Square Enix ни малейшего шанса, учитывая высокую стоимость игры в 4 тысячи рублей и рекламу у популярных блогеров. Да, да, все мы наверняка помним, как многие игровые журналисты пытались обелить решение Square Enix.

И тут вроде бы получается подобная ситуация. У игры есть богатый издатель вроде Xbox Game Studios. Ну казалось бы, чего стоит Филу Спенсеру отстегнуть примерно 20 тысяч долларов на русскую локализацию, которая с очень высокой долей вероятности отобьётся? Ведь, как мы уже посчитали выше, это действительно так. Да и СНГ-рынок, вопреки расхожему мнению не такой уж непривлекательный. Не буду вновь приводить отчёты NewZoo и SuperData, просто отошлю в Steam. Вот, поглядите русский язык там вообще третий по популярности. Продажи будут. Ну всё, проедемся по Microsoft и Double Fine паровым катком?

webp


Но всё же я бы дал разработчикам второй шанс. Во-первых, Psychonauts 2 — это инди-проект, пусть и под крылом у большого издателя. Да, наверняка какие-то деньги выделялись, но мы не знаем условия контракта с Xbox Game Studios. Мы, например, знаем, что у той же Apple Arcade локализация на двенадцать нужных им языков — обязательное требование, под которое наверняка выделяются финансы, но вот у Xbox Game Studios, судя по их релизам, таких чётких требований, скорее всего нет.

Наверняка разработчики были вольны сами выбирать, на что перенаправить бюджет. У меня есть подозрения, что деньги пошли на дорабатывание игры и на выполнение целей перед инвесторами с Fig.

Стоит отметить, что Fig это не Кикстартер, и бэкеры здесь выступают не просто донатерами, а инвесторами, а каждая покупка игры конвертируется для них в деньги, поэтому в теории локализация игры должна быть им выгодна, но всё же список обещаний никто не отменял. А у бэкеров и у инвесторов разный статус.

 

zapolkk

Кручу-верчу, запутать хочу
Gamertag Confirmed
30.04.2021
651
278
Свердловская обл.
Ваши консоли
  1. Xbox One (Fat/S)
  2. Nintendo Switch
А мич11 рассказывал же, что сотни тысяч долларов требуется. Как обычно, делает вид, что всё знает и во всём разбирается, трепло.
 

Сайлент Kill

God Of Xbox
01.05.2021
528
359
Ваши консоли
  1. Xbox Series X
  2. Xbox 360
Сейчас русский дворянин Alec, нафармивший 3 года ультимейта за 8 тысяч рублей на плати ру у хакеров (когда год стоит 12к), расскажет быдлу и про эпистолярный жанр игры, который сложно первести и пояснит, что не знать английский в 2021 году позор!
 

germanik

Senjutsu
Gamertag Confirmed
28.04.2021
2 375
3 214
Ваши консоли
  1. Xbox Series X
А мич11 рассказывал же, что сотни тысяч долларов требуется. Как обычно, делает вид, что всё знает и во всём разбирается, трепло.
Разрабы диско илизиума, где текста в разы больше и он сложнее по переводу (и игра переведена), охуели бы от таких сумм в прямом смысле этого слова! У них на игру меньше ушло!
 

VitaXbox

Xbox Ultimate Player
Gamertag Confirmed
30.04.2021
2 997
1 121
Позор прежде всего Майкрософт и балаболу Филу :love:
 

zapolkk

Кручу-верчу, запутать хочу
Gamertag Confirmed
30.04.2021
651
278
Свердловская обл.
Ваши консоли
  1. Xbox One (Fat/S)
  2. Nintendo Switch
Кстати, не знаю на сколько качественный был перевод первой части, но озвучка была 10/10 под персонажей 8(*6*!
 

flashgun

Эксперт
Team Player Xbox Club
Gamertag Confirmed
30.04.2021
309
347
Московская область
xboxstat.ru
Ваши консоли
  1. Xbox One (Fat/S)
Как краевед поясню ситуацию. Майки -- большая контора. Во всём мире 100 тысяч постоянных сотрудников + столько же contingent stuff. Все процессы обслуживания по максимуму стандартизированы. А вот теперь самое интересное: Россия -- это emerging market, развивающийся рынок. Что это означает? Прежде всего, что высоки риски, связанные с законодательством, судами и исполнительной властью. В таких странах корпорация продолжает работу, но есть ряд важных отличий, например, всё, что можно, не покупается, а берётся в аренду. Офис, машины для сотрудников и прочее. Весь персонал по максимуму отдаётся в аутстаффинг.

Именно поэтому в какой-нибудь Германии есть офис MS в собственности корпорации, а в России нет. В Германии есть дата-центр Azure, а в России такое будет строить только безумец: сегодня ты построишь и завезёшь оборудование, а завтра кисломордые уроды в погонах всё изымут, так как "есть основания полагать". И вообще, у нас теперь новый закон об импортозамещении, так что было ваше стало наше.

Поэтому да, деньги MS здесь собирает, ибо грех не постричь всякие гаспромы-зберы, а вот что-то вкладывать -- увольте.

Но ничего, главное, что крымнаш. Можно и потерпеть без хамона, пармезана и локализации.
 

dammit

Участник
Gamertag Confirmed
13.06.2021
299
116
Ваши консоли
  1. Xbox Series X
Майкрософт рили могли бы выделить эти копейки на локализацию, они прикалываются что ли
 
  • Лайк!
Реакции: g-boroda

Fatality

Участник
18.05.2021
68
32
Ваши консоли
  1. Xbox Series X
Ну у некоторых, так сказать, конкурирующих компаний, зачастую нет проблем с локализациями в россии. Мне кажется дело не в этом, просто напросто майкрософт не воспринимает российский рынок в виду малого спроса на их продукты и позволяет себе действовать по обстоятельствам. В данном случае, положа руку на сердце, игра для российского рынка никакущая, быть может это настоящая жемчужина, но для рядового дотера/фифера/фортнайтера/танкиста из россии это жопораздераемый платформер, с неоднозначным и отталкивающим гейм дизайном, мультяшной графой и в основном не несущий никаких ностальгических эмоций. Она сто пудов не продастся, на кой черт вкладывать в локализацию,
 

flashgun

Эксперт
Team Player Xbox Club
Gamertag Confirmed
30.04.2021
309
347
Московская область
xboxstat.ru
Ваши консоли
  1. Xbox One (Fat/S)
Майкрософт рили могли бы выделить эти копейки на локализацию, они прикалываются что ли

Ещё раз: дело не в копейках, а в стандартах и процедурах. Инвестировать в emerging market нельзя, а за эксепшном надо эскалировать проблему up to the moon, с чем никто не заморачивается, ибо с 99% вероятностью ответ будет "согласно политик и правил, указанные траты не подлежат утверждению". Возможно, после скандала инфа дойдёт до уровня VP, и решение будет пересмотрено. Но это всегда исключение из правил. И такое будет один раз. Следующая игра от майков опять будет без русской локализации.
 
  • Лайк!
Реакции: g-boroda

grey_k1ller

Хранитель Коробки
Gamertag Confirmed
09.05.2021
548
677
Бельцы
Ваши консоли
  1. Xbox Series S
Ещё раз: дело не в копейках, а в стандартах и процедурах. Инвестировать в emerging market нельзя, а за эксепшном надо эскалировать проблему up to the moon, с чем никто не заморачивается, ибо с 99% вероятностью ответ будет "согласно политик и правил, указанные траты не подлежат утверждению". Возможно, после скандала инфа дойдёт до уровня VP, и решение будет пересмотрено. Но это всегда исключение из правил. И такое будет один раз. Следующая игра от майков опять будет без русской локализации.
другие могут, а майки не могут .. хватит оправдывать этих бездарей, позор такой конторе
Следующая игра от майков опять будет без русской локализации
а если будут русс сабы в Halo, ну или в FH5, то как это понять?
@flashgun, по мне ты очень умный, всегда тобой восхищаюсь .. но щас, имхо, хуйню снес - как понять весь этот печатанный тобой текст, когда они в других своих проектах добавляют русские субтитры? или это другое?
 
Последнее редактирование:

Ophidian

Участник
Gamertag Confirmed
07.05.2021
147
58
Владивосток
Ваши консоли
  1. Xbox Series X
Астанавитесь... Хватит уже тем про локализацию психонавтов, ее уже все забыли
 
  • Лайк!
Реакции: Fatality

germanik

Senjutsu
Gamertag Confirmed
28.04.2021
2 375
3 214
Ваши консоли
  1. Xbox Series X
Ещё раз: дело не в копейках, а в стандартах и процедурах. Инвестировать в emerging market нельзя, а за эксепшном надо эскалировать проблему up to the moon, с чем никто не заморачивается, ибо с 99% вероятностью ответ будет "согласно политик и правил, указанные траты не подлежат утверждению". Возможно, после скандала инфа дойдёт до уровня VP, и решение будет пересмотрено. Но это всегда исключение из правил. И такое будет один раз. Следующая игра от майков опять будет без русской локализации.
будет. Halo и Forza. C локализацией.
Хотя мне на игры майкрософт уже все равно. Мультиплатформа выходит на три головы выше, все игры майков смотрятся хуже, кроме форзы. Они проиграли конкуренцию, увы.
 

VitaXbox

Xbox Ultimate Player
Gamertag Confirmed
30.04.2021
2 997
1 121
Так и оказалось, продажи этой игры никакущие в виду бесплатной версии в геймпасс, который в данном случае убил локализацию?
У первых Психонавтов такие же продажи, тут как правильно сказали белорусы - игра изначально обречена на провал по продажам )
 

germanik

Senjutsu
Gamertag Confirmed
28.04.2021
2 375
3 214
Ваши консоли
  1. Xbox Series X
тут как правильно сказали белорусы - игра изначально обречена на провал по продажам )
Даже страшно спрашивать, зачем ее выпускали. Ради геймпаса "абы було" ради объема игр в подписке? Ну это в путь в никуда.
 

VitaXbox

Xbox Ultimate Player
Gamertag Confirmed
30.04.2021
2 997
1 121
Даже страшно спрашивать, зачем ее выпускали. Ради геймпаса "абы було" ради объема игр в подписке? Ну это в путь в никуда.
Думаю для заполнения геймпасса, в принципе 80% сервиса будет состоять не из ААА проектов, с другой стороны - сервис для казуалов, хардкорным геймерам ловить там нечего...